• Регистрация


GR-Академия – это продюсерский центр в области коммуникаций, основными контрагентами и клиентами которого являются представители бизнес-сообщества и органов государственной власти.  Хотим мы того или нет, нашим миром правят проекты. Продюсирование – один из самых важных этапов выхода проекта на рынок или способ реализации проекта. Если говорить просто, то это процесс, сопряженный с наличием, поиском или созданием идеи, привлечением ресурсов и дальнейшей эффективной реализацией. 

Скоро в России может появиться институт лоббизма. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил премьер-министруВладимиру Путину внедрить механизм, который позволит представителям бизнеса высказывать свои предложения во время принятия правительственных законопроектов. По словам президента РСППАлександра Шохина, премьер с предложением согласился. Впрочем, вопрос может затянуться из-за формирования нового правительства. Пока отечественные специалисты по продвижению интересов только готовятся «выйти из подполья», «МН» попытались разобраться, как устроен российский лоббизм.

Для обозначения взаимодействия бизнесменов с госорганами в русском языке даже нет своего слова. Обычно используют английскую аббревиатуру GR -- Goverment relationship (отношения с правительством). Законов, которые регулировали бы деятельность профессиональных лоббистов, также нет.

Президент Дмитрий Медведев в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы поручил Минэкономразвития и Минюсту организовать общественное обсуждение формирования института лоббизма. До 1 августа ведомства должны провести специальный семинар, в котором будут участвовать представители российских госорганов, бизнеса и общественных организаций, а также международные эксперты -- представители eправления ООН по наркотикам и преступности и секретариата ОЭСР. Конкретные предложения должны быть сделаны до 1 декабря 2012 года.

Впрочем, механизм, упрощающий жизнь лоббистов, может появиться даже раньше. РСПП предложил премьер-министру Владимиру Путину внести в регламент правительства норму, которая даст доступ к правительственным законопроектам заинтересованным представителям бизнеса. Об этом президент РСПП Александр Шохин рассказал в среду вечером на "круглом столе" «Взаимодействие бизнеса и власти в контексте новых политических трендов», организованном Высшей школой экономики. «Нужна формализованная технология лоббистов от бизнеса иметь доступ к законопроектам между первым и вторым чтением», -- пояснил Шохин.

Как показывает практика, мнение бизнеса не всегда бывает услышано. Шохин привел в пример прохождение в Думе разработанного ФАС «третьего антимонопольного пакета». Тогда ко второму чтению ведомство добавило ряд ужесточающих требования к бизнесу поправок, которые оппоненты иронично окрестили «четвертый антимонопольный пакет». Отменить внезапно возникшие поправки помогли только встречи «с ключевыми людьми в правительстве».

Новый механизм может быть сделан по примеру уже существующей оценки регулирующего воздействия, когда бизнесменам дают почитать готовый законопроект и высказать свои замечания. При этом у лоббистов должен быть мандат от представляемого ими бизнеса. С идеей Путин согласился, пояснил Шохин. Но шансы, что изменения будут приняты до конца работы этого состава правительства, не так велики.

Для более конструктивного обсуждения законопроектов, исходящих от депутатов, необходимо поменять регламент принятия законов Госдумой. В развитых странах институт лоббизма закреплен на законодательном уровне. «В США, Европе деятельность по продвижению интересов конкретных компаний облагается налогами. В США лоббисты обязательно должны быть зарегистрированы, для них существуют ограничения. Например, можно официально записаться на встречу с чиновником, но нельзя, например, пойти поиграть с ним в гольф», -- рассказывает аналитик Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Сергей Альбицкий.

На такие компании, как Google и Apple, работает около десятка лоббистских фирм, которые продвигают их интересы. В фирмах федерального уровня занято около 12 тыс. сотрудников, а весь рынок лоббистских услуг оценивается экспертами в сумму, превышающую 3 млрд долл. «В США компании могут спонсировать сенаторов, обещающих продвигать их интересы. Но обязательное условие -- вся информация о взносах в предвыборный фонд кандидата должна быть публично открыта», -- рассказывает представитель отраслевой организации «Рыбный союз» Алексей Аронов.

В России же лоббизм специфический. Хотя, по прогнозам Forbes, профессия лоббиста будет входить в топ-10 главных профессий следующего десятилетия, вузы подобных специалистов практически не готовят. Профессиональной подготовкой по профилю «Взаимодействие с органами государственной власти» может похвастаться лишь факультет политологии МГУ. Поэтому часто в лоббисты переквалифицируются специалисты по отношениям другого вида -- по связям с общественностью.

Цивилизованность общения бизнеса с чиновниками отличается в зависимости от отрасли. «На тех рынках, где присутствуют крупные международные компании, GR достаточно развит. Они используют лучшие мировые практики по взаимодействию с государством, и остальные тянутся за ними», -- рассказывает Альбицкий.

Например, в фармацевтической отрасли, где велика концентрация транснациональных корпораций, у 50 крупнейших компаний есть специальные GR-подразделения, рассказывает директор аналитической компании Cegedim Давид Мелик-Гусейнов. «Кроме этого есть специалисты по «выходу на рынок», которые координируют работу всех остальных подразделений -- GR, PR и др. Они организовывают разные активности -- пишут письма с предложениями чиновникам, устраивают "круглые столы" и т.д.», -- поясняет Мелик-Гусейнов.

Еще одна проблема «лоббизма по-русски» -- это его слияние с банальной коррупцией. «С помощью взятки чиновнику надзорного ведомства можно затормозить принятие неудобного законопроекта», -- на условиях анонимности рассказывает специалист по взаимодействию с госорганами. При этом чиновники часто сами являются лоббистами. «У многих чиновников есть доли в каком-то бизнесе, но доказать это сложно. Поэтому мы, как ответственные люди, не можем озвучивать», -- жалуется глава правленияНационального агентства прямых инвестиций (НАПИ) Игорь Вдовин. «Сейчас ключевая фраза чиновников «на это уйдут годы». Если бы вы знали, какое ощущение горечи возникает, когда ты написал план, все обосновал, а все вязнет в бюрократии», -- говорит Вдовин. Поэтому эксперты возлагают надежды на укрепление всего гражданского общества. Чем больше внимания качеству работы государства будут уделять граждане, тем проще будет проистекать общение предпринимателей и чиновников.

Оригинал статьи см. здесь



Источник: Александра Пономарева, - Лоббить по-русски // Московские Новости от 05.04.2012

Scroll Up